Источник: РОБОПРОМ: нестандартное оборудование, cпецтехника, проектирование оборудования, разработка оборудования, наземная авиационная техника
Оригинал: http://www.robopromnn.ru

Городские краны возвращаются?

Объем продаж вездеходных кранов большой грузоподъемности, используемых на инфраструктурных проектах, по-прежнему держится на весьма неплохом уровне, а вот на продажах вездеходных кранов меньшего размера сказался нынешний экономический кризис. Впрочем, падение продаж в этом секторе частично связано и с тем, что гораздо шире начинает использоваться альтернативная подъемная техника, например краны-«пауки» и мини-краны, прицепные и алюминиевые автокраны, большие краны-манипуляторы, тяжелые телескопические погрузчики, и даже возвращающиеся в строй обычные автокраны
Сверхкомпактный двухосный городской кран практически исчез с европейского рынка после того, как японские производители перестали экспортировать его в Европу из-за ограничений, связанных с различными нормами. Если брать машины большего размера, то Terex-Demag, единственный крупный производитель, у которого есть линейка городских кранов, предлагает две модели: 30-тонную двухосную и 40-тонную трехосную, а Liebherr выпускает трехосный 55-тонный компактный кран LTC 1055-3.1 с гидростатическим приводом. Тем не менее, недавно в этом секторе появилось значительное число новых моделей, в том числе первый городской кран производства Grove.
Интересно, все-таки это в Grove почувствовали нишу, которая будет расти и развиваться, или городской кран уже отжил свое? В этой статье мы подробно рассмотрим ситуацию в данном секторе и поставим в ряд новейшие вездеходные краны, которые только появились на рынке.
В целом городской кран принципиально удачен. Возьмем все преимущества вездеходного крана - компактные размеры, маневренность, управление всеми колесами и полный привод, возможность перемещаться с грузом и хорошее поведение на дороге - и поместим их в еще более компактные габариты, близкие к размерам внедорожного крана. Похоже на беспроигрышный рецепт?
И да, и нет. Вездеходные краны всегда были дороже при покупке, сложнее в ремонте и затратнее в эксплуатации по сравнению с обычными автокранами, и городские краны, в свою очередь, тяготеют к большей цене.
В самом нижнем эшелоне рынка арендная ставка едва покрывает стоимость покупки и текущие расходы для двухосного 20- или 30-тонного вездеходного крана. Однако трехосные краны грузоподъемностью от 40 до 50 т, в том числе новый 45- тонный городской кран Grove GCK 3045, похоже, имеют уже удачное сочетание цены, размеров и расходов на эксплуатацию.
До недавнего времени Terex-Demag была единственной компанией среди трех крупнейших производителей, выпускающей городские краны, однако их линейка была урезана. Из нее исчезли четырехосные модели, производитель сосредоточился на 30-тонном двухосном AC30 City и 40-тонном трехосном AC40 City. В Liebherr всегда подчеркивали, что городские краны им не нужны, отмечая, что самый коммерчески успешный кран, 55-тонный LTM 1055-3.1, которого было продано более 1000 единиц с момента выпуска в 2001 году, «компактен, чрезвычайно маневренен и обладает эксплуатационной гибкостью, удовлетворяющей широкому спектру требований на европейском рынке».
Кран Grove GCK 3045 - это совместная разработка с японской Kobelco, которая является пионером в секторе компактных городских кранов, - она выпустила оригинальный двухосный семитонник еще в конце 1980-х. Kobelco вместе с Kato и Tadano разработала концепцию крана грузоподъемностью до 25 т, однако никогда раньше не выпускала трехосную модель.
Непростая задача для конструкторов
Многие производители избегают связываться с кранами данного типа по той причине, что проектировать и производить их гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Чтобы шести- или восьмисекционная стрела работала не хуже, чем четырех- и пятисекционные стрелы обычных вездеходных кранов, требуются высококачественные сорта стали и строгое соблюдение допусков, непросто также уменьшить вес. А если учесть помимо этого еще и небольшую надбавку к цене при реализации, сразу становится понятно, почему разработка может не стоить инвестиций.
Grove очень умно скооперировалась с Kobelco, получив проверенный временем опыт и специальные знания, накопленные при производстве компактных городских кранов для японского рынка. Многие надеялись, что этот кран сделают в классе 20-30 т, но все же интересно будет посмотреть, удастся ли этому 45-тоннику Grove завоевать себе приличную долю рынка, а также выйти на широкий рынок.
Итальянская альтернатива
Исторически в Италии всегда выпускали небольшие, компактные краны, хотя сегодня осталось всего несколько производителей, изготавливающих самоходные дорожные краны. Один из производителей, который серьезно поработал над концепцией небольшого городского крана, - компания Locatelli.
К сожалению, ей удалось добиться лишь ограниченного успеха с экспортом данного вида техники. Клиенты в Великобритании продолжают настороженно смотреть на производителя, у которого были проблемы с тем, чтобы занять постоянное положение на их рынке. В настоящее время Locatelli предлагает два городских крана грузоподъемностью 20 и 40 т.
Двухосная модель ATC 20, выпущенная несколько лет назад, - это весьма компактная машина грузоподъемностью 20 т, а высота подъема груза составляет 34 м. Компания расширила линейку, выпустив двухосный кран ATC 40, который был впервые представлен на выставке Bauma 2007. Машина имеет семисекционную 35-метровую стрелу, двигатель Mercedes мощностью 220 кВт, позволяющий развивать на шоссе скорость до 70 км/ч.
Складной откидной гусек сплошного сечения доводит максимальную высоту подъема до 50 м, причем перевозится он полностью на борту без превышения нагрузки на ось в 12 т. Длина крана чуть более 8 м (по головке стрелы), ширина - 2,54 м. Предусмотрено несколько положений аутригеров, максимальный опорный контур - квадрат со стороной 6,2 м. Ключевой особенностью обеих моделей Locatelli является то, что для расширения возможностей машин в комплекте поставляется набор вил и/или полностью интегрированная рабочая платформа.
MGI
Еще один итальянский производитель, выпускающий городские краны, - молодая компания MGI. Некоторые помнят городской кран фирмы Mister Gru, впервые представленный на выставке SAIE в 2005 году. Однако ее приобрела компания Fiorenzo Flisi, один из основателей Oil&Steel, которая позднее вышла из бизнеса, продав все свои акции.
Бренд Mister Gru исчез, как и компактные модели (первоначально грузоподъемностью 20 т, затем 25 т) вместе с концепцией Ecopower, в которой сочетались дизель и аккумуляторы. Новый 35-тонный городской кран MGI MG35HS привычнее и, возможно, практичнее: это кран с дизелем, шестисекционной 25,9-метровой основной стрелой и четырехметровым телескопическим откидным подъемным гуськом, который отклоняется на углы до 80° и способен поднимать грузы массой до 3,5 т. Кроме того, кран может комплектоваться полностью интегрированной рабочей платформой EN280 и дистанционным радиоуправлением.
Новое - это популярное старое
Большинство крупных производителей вездеходных кранов - Liebherr, Manitowoc и Tadano - недавно объявили о выпуске новых моделей грузоподъемностью от 100 до 350 т. Обратим внимание на них.
Liebherr выпустила два новых крана - 100-тонный LTM 1000-4.1, показанный в конце прошлого года, и представленный совсем недавно 350-тонный LTM 1350-6.1.
LTM 1100-4.2 - потомок LTM 1100-4.1, выпущенного еще в 2003 году. Его 60-метровая стрела на 8 м длиннее, чем у прежней модели, которой было продано 350 единиц. Кроме того, у нового крана на 30% лучше грузоподъемные характеристики, особенно при полностью вытянутой стреле. В Liebherr считают, что грузоподъемность 10,2 т при радиусе 60 м - лучшая в данном классе, поэтому компания заявляет, что это самый мощный четырехосный вездеходный кран на рынке.
Шестисекционная стрела крана оборудована системой телескопирования Telematik с коротким рабочим циклом. На двух семиметровых решетчатых секциях крепится откидной удлинитель от 10,8 до 19 м, в сумме высота подъема крюка достигает 91 м при радиусе до 58 м. Кроме того, откидной удлинитель с помощью механики отклоняется на углы в 20 и 40°, предусмотрена возможность подъема с помощью гидравлики. Для работы с двумя крюками имеется дополнительный гусек длиной 2,9 м, а также оголовник стрелы.
LTM 1100 весьма компактен - его длина составляет 10,6 м, ширина - 2,75 м. Радиус поворота по кабине шасси составляет всего 8,3 м, задний свес противовеса максимальной массой 28,2 т составляет всего 4 м. При выдвинутых аутригерах размахом 7 м противовес даже не выступает за пределы опорного контура крана. Если того требуют условия работы на площадке, предусмотрено более компактное положение аутригеров - с размахом 5 м.
В Liebherr очень любят пневматические дисковые тормоза, которые ставятся на все вездеходные краны: производитель заявляет о таких их преимуществах, как большее тормозное усилие, более долгий срок службы и быстрая, простая замена тормозных колодок, оборудованных индикаторами износа. Кроме того, в компании заявляют, что износ шин снижается за счет того, что задние оси поворачиваются (всего предусмотрено пять разных программ рулевого управления).
Дизель мощностью 350 кВт (476 л.с.) приводит в действие 12-ступенчатую трансмиссию ZF-AS-Tronic с двухступенчатой раздаточной коробкой, которая обеспечивает минимальную маневровую скорость при окончательном размещении крана на площадке. Отдельный двигатель на поворотной части крана оснащен электрической системой контроля нагрузки, обеспечивающей одновременную работу до четырех гидравлических функций. Новая система управления Liebherr Liccon2 имеет ряд дополнительных возможностей, увеличена вычислительная мощность компьютера, в кабине установлен цветной дисплей повышенной четкости. Также предусмотрен сенсорный экран для удобного выбора некоторых функций.
Новый кран оборудован также набирающим популярность фирменным терминалом BTT Bluetooth для настройки функций крана. Теперь удаленный контроллер управляет гидравлическим монтажным устройством при сборке откидного гуська, а также подъемом стрелы и лебедкой для снятия крюкоблока с переднего бампера и установки его обратно.
Вторая новая модель Liebherr - 350-тонный кран LTM 1350-6.1 с 70-метровой основной стрелой, которая на 10 м больше, чем у предыдущей модели - LTM 1300-6.1. Грузоподъемные характеристики также улучшены, а с новейшей фирменной Y-образной системой подвески стрелы (такая же есть и на LTM 1400-7.1) машина может похвастаться одними из лучших характеристик среди всех шестиосных моделей. В Liebherr заявляют, что все это позволяет машине выполнять работу, которая до сих пор была под силу только семи- и восьмиосным кранам.
78-метровый поднимаемый гусек дает максимальную высоту подъема крюка в 132 м, т.е. на 16 м больше, чем у модели 1300. Кроме того, кран LTM 1350 способен установить Y-образную подвеску без дополнительной помощи, самостоятельно. Фермы подвески размещаются на скобах по бокам от телескопической стрелы и крепятся к пятке в основании стрелы. Оператор дистанционно управляет установкой через пульт BTT Bluetooth.
Рама противовеса с лебедкой поднимаемого гуська уже установлена на базовой плите с блоками противовеса, которые размещены цельным модулем массой 60 т. Максимальная масса противовеса составляет 140 т.
Шестиосное шасси имеет восьмицилиндровый двигатель мощностью 450 кВт (612 л.с.) и 12-ступенчатую трансмиссию ZF TC-Tronic, сопряженную с гидротрансформатором для маневрирования на площадке. Четыре задних оси имеют активное рулевое управление, режим которого зависит от скорости движения по дороге, а при одновременном повороте всех колес в одну сторону поворачиваются все шесть осей, что устраняет необходимость поднимать среднюю ось.
Кабина поворотной части имеет новую конструкцию, ее не нужно поворачивать назад при движении по дороге.
Как и LTM 1100, 350-тонник оборудован новым бортовым компьютером/системой управления Liccon2, а также контроллером BTT Bluetooth.
Grove в последнее время пытается угнаться за Liebherr и Terex-Demag, выпуская новые модели со все более длинными стрелами, более высокими грузоподъемными характеристиками и целым рядом новых возможностей от новой кабины шасси Mercedes до двухступенчатой раздаточной коробки на трансмиссии для обеспечения хорошей маневровой скорости.
Новый 110-тонный кран Grove GMK 5110-1 пришел на смену модели GMK 5110, он имеет 50,6-метровую основную стрелу, 18-метровый откидной удлинитель и две восьмиметровые удлинительные вставки, увеличивающие радиус. В результате максимальная высота подъема достигает 87 м при максимальном радиусе 46 м
Управление всеми операциями, в том числе функциями поворотной части и шасси, осуществляются с помощью системы Manitowoc ECoS в паре с системой мониторинга нагрузки EKS 5 Light. EKS непрерывно отслеживает подъемные операции крана, выдает предупреждения о неполадках или ошибках и может передавать данные в любой крановый сервисный центр Manitowoc по всему миру, что позволяет организовать быструю и точную диагностику.
Директор Manitowoc по производству вездеходных кранов Нил Холлингсхед сказал: «Этот кран выпущен на смену весьма успешного GMK 5100, в нем еще больше развиты преимущества прежней модели. У новой машины улучшена диаграмма грузоподъемности с максимальным противовесом, однако кран также имеет прекрасные показатели на дороге в пределах 12-тонной нагрузки на ось, клиенты могут быть спокойны, что здесь сохранены все преимущества, благодаря которым GMK 5100 стал одним из самых успешных кранов в данном секторе за все время».
Компания Tadano Faun в последнее время предпринимает активные усилия по выходу на ряд европейских рынков. Новейшее пополнение в линейке вездеходных кранов - модель ATF 130G-5 грузоподъемностью 130 т. Это пятиосный кран, занимающий нишу между 110-тонным ATF 110G-5 и 160-тонным AFT 160G-5. Надеемся, что впервые машину можно будет увидеть на выставке Vertikal Days в Хэйдок Парке в июне.
Китайские производители также все более активно выпускают новые вездеходные краны в дополнение к растущим линейкам гусеничных и автокранов.
Компания XCMG, крупнейший китайский производитель кранов, выпустила свой «флагман», восьмиосный 500-тонник. Предыдущая крупнейшая модель - 300-тонный кран QAY 300.
Второй крупнейший производитель, Zoomlion, недавно представил шестиосный 220-тонный кран QAY 220, это второй вездеходный кран компании после 160-тонной машины.
Слухи и сплетни
Небольшие надежные городские краны печально известны тем, насколько тяжело их производить, и в Grove благоразумно решили пойти по сценарию совместного предприятия с японским производителем Kobleco. Японские производители (и, конечно же, компания Kobelco с ее краном RK70M, выпущенным в 1989 году) довели краны этого типа до совершенства, благодаря чему имеют прекрасную репутацию и славятся большим опытом в проектировании и производстве практичных, надежных городских кранов. Нам остается только подождать, чтобы узнать, насколько хорошо новый кран покажет себя в плане производительности, цены и надежности. Однако если все получится, он, скорее всего, выйдет в победители, и это совместное предприятие станет для Manitowoc большой удачей.
Manitowoc уже подписала соглашение с Kobelco о реализации небольших гусеничных кранов в Европе и Северной Америке под маркой Manitowoc. Kobelco, с другой стороны, имеет соглашения с Grove на продажу вездеходных кранов GMK 5130 и GMK 6300 в Японии.
Terex Demag со своими 30- и 40-тонными городскими кранами за последние несколько лет практически заполучила себе весь европейский рынок городских кранов.
Оснащенный гидростатическим приводом Liebherr, 55-тонный кран LTC 1055-3.1 имеет впечатляющие характеристики, однако он подходит больше для работы на промышленных предприятиях или для аренды как «кран-такси» на короткие расстояния.
Для Manitowoc выпуск машины мог помочь расширить клиентскую базу по вездеходным кранам, поскольку покупатели ищут всегда что-то особенное, чтобы идеально подходило для работы в тесноте города или в нестандартных заводских условиях.
Это компактный трехосный кран с одной кабиной, имеющий классический дизайн «носом вниз». Номинальная грузоподъемность - 45 т при радиусе 2,5 м, длина стрелы составляет 34 м, что является лучшим показателем в данном классе. Кран может комплектоваться дополнительным очень удобно монтируемым гуськом длиной от 6,3 до 10,2 м. Весь монтаж гуська выполняется оператором в одиночку, причем в пределах 2,55-метровой ширины крана, т. е. стрелу с гуськом можно полностью снарядить на узкой улочке и в проеме цеха. Крюкоблок складывается в транспортное положение автоматически.
Новый кран отличается компактными габаритами: длина составляет чуть более 9 м, высота - 3 м, ширина - 2,55 м. Для упрощения работы в узком пространстве предусмотрено пять положений аутригеров, а также возможность их установки на неровной поверхности. «Кабина отличается высокой эргономичностью, интерфейс дисплея индикатора грузового момента интуитивно понятен, изображение с камеры заднего обзора и камеры на лебедке выводится на приборную панель, что улучшает условия работы оператора и уменьшает утомляемость», - говорит Нил Холлингсхед, директор Manitowoc по производству вездеходных кранов.
Двигатель - шестицилиндровый дизель мощностью 330 кВт, позволяющий развивать на шоссе скорость до 80 км/ч. Лебедка имеет запас в 160 м 16-миллиметрового троса, тяговая сила при однократной запасовке- 44,4 кН. GCK 3045 перевозит «на себе» полный комплект противовеса, при этом нагрузка на ось не превышает 12 т.
Рулевое управление на передних двух осях снабжено усилителем, управление задней парой колес - электронное. Кроме того, кран имеет интеллектуальную функцию рулевого управления: третья ось определяет угол поворота первой оси и автоматически подстраивается в зависимости от скорости хода, что обеспечивает минимальный износ шин. Для маневрирования по бездорожью используются стандартные режимы поворота всех колес в одну сторону и координированного управления.
Источник: vertikalnet.ru

© 2024 РОБОПРОМ: нестандартное оборудование, cпецтехника, проектирование оборудования, разработка оборудования, наземная авиационная техника (http://www.robopromnn.ru)