Источник: РОБОПРОМ: нестандартное оборудование, cпецтехника, проектирование оборудования, разработка оборудования, наземная авиационная техника
Оригинал: http://www.robopromnn.ru

На дальних вылетах - телескопические погрузчики

Автокраны, пожалуй, являются одним из самых востребованных типов грузоподъемных механизмов в нашей стране. При этом особой популярностью пользуются модели небольшой (16-32 т) по европейским меркам грузоподъемности. Подобная техника во многом эксклюзивна именно для нашей страны, ведь за рубежом уже не первый десяток лет вместо автокранов используют телескопические погрузчики. В России же спрос на подобные механизмы существенно ниже, но рынок развивается довольно динамично. С учетом этого есть все основания полагать, что буквально через несколько лет мы сможем видеть «телескопы» буквально на каждой строительной площадке. Сейчас же нам потребовалось приложить массу усилий, чтобы подготовить полевое тестирование пяти 17-метровых машин.
Изначально мы решили сделать акцент на машины с максимальной высотой подъема порядка 17 м и максимальной грузоподъемностью около 4 т. Именно такие машины, на наш взгляд, особенно актуальны в нашей стране. Ведь более скромные модели за рубежом часто используются в сельском хозяйстве. В РФ, к сожалению, бывшие совхозы и колхозы и мечтать не могут о технике стоимостью по несколько десятков тысяч евро. А 17-ти и более метровые модели находят свое применение в первую очередь на строительных площадках.
Что касается цены, то стоимость конкретного решения, разумеется, сильно зависит от комплектации, но на 17-метровые машины «цифры начинаются» от 90 000 евро. Понятно, что в эти деньги можно «уложить» не то, что 16-, даже 25-тонный автокран, который будет значительно эффективнее, особенно на дальних вылетах. Но главное конкурентное преимущество практически любого современного погрузчика - это максимальная универсальность. Благодаря внушительному списку навесного оборудования погрузчик может заменять и автокран, и автогидроподъемник, и экскаватор, и грейдер и множество других узкоспециализированных устройств.
Иногда, кстати, погрузчиком решают и нестандартные задачи. Например, разговорившись с дистрибьютером техники Case на российском рынке, мы узнали об интересном случае. Зимой прошлого года одному из клиентов, приехавшему принимать экскаваторы, попался на глаза телескопический погрузчик (точную модель узнать не удалось). Подробно ознакомившись с машиной, клиент попросил «завернуть» покупку. Дело в том, что он планировал в этот день покупать Hummer, чтобы ездить на охоту. Но идея ходить на зверя на погрузчике показалась охотнику куда более удачной, чем покупка американского внедорожника. По деньгам техника стоила одинаково, но проходимость погрузчика в разы выше, да и знакомые должны были оценить чувство юмора и оригинальность суждения стрелка. Правда это или байка - судить не беремся. Единственное, во что вериться легко, так это в то, что даже люди, чья ежедневная работа связана со строительством, часто даже не подозревают о самом факте существования такой техники, как телескопические погрузчики.
При подготовке материала мы честно постарались найти машины с похожими характеристиками почти каждого производителя. Но у некоторых производителей, как выяснилось, машины есть только лишь в прайс-листах и никогда на территорию РФ не завозились. Другие искомые модели вроде бы и есть где-то в нашей стране, но «где-то совсем далеко, да и сломаны они сейчас».
Изначально, как и при тестировании ножничных подъемников для прошлого номера C&A, мы старались найти машины, уже бывшие в употреблении, ведь реальная жизнь ярче любой лакмусовой бумажки указывает на реальные достоинства и недостатки конструкции.
В итоге, нам удалось изучить пять машин. Это Case TX170-45, Faresin FH17.40, JCB 540-170, Manitou MT1840 и Merlo P40.17. Несмотря на то, что в нашей стране такие машины распространены не очень сильно, удивить ими кого-то очень сложно. Основной функционал практически для всех машин неизменен.
У всех погрузчиков предусмотрено три способа рулевого управления - только передними колесами, согласованно передними и задними колесами по одной колее и диагональный ход («крабовый»). Переключение режимов происходит при выворачивании колес, а при маневрировании на площадке лучше сначала остановиться, хотя можно переключаться и на ходу. Переход на управление только передними колесами, как правило, происходит автоматически при движении прямо на высших передачах.
Также у всех машин на конце стрелы имеются гидравлические штепсели для подключения дополнительного оборудования. Список дополнительного оборудования, как мы писали в начале, поражает разнообразием. Здесь могут быть и обычные вилы, и гидравлические ножницы или молот, и ковш, и крановый гусек и многое другое. Но перейдем непосредственно к машинам.
Case TX170-45
Получилось так, что TX170-45 попал к нам в руки первым. Посмотреть на него было особенно интересно, ведь Case Construction Equipment является одним из мировых производителей строительного и сельскохозяйственного оборудования. Строительное оборудование Case поставляет на рынок компания CNH Global, которая была образована в ноябре 1999 года путем объединения Case Corporation и New Holland N.V. В настоящее время более 50 видов машин выходят под торговой маркой Case: погрузчики телескопические, фронтальные, мини-погрузчики, экскаваторы-погрузчики и т. д.
В какой-то момент нам даже показалось, что Case TX170-45 - это вообще апогей мировой глобализации. Роль Италии и США в создании погрузчика, думаем, пояснять не надо, но при ближайшем рассмотрении у машины оказался двигатель из Великобритании (производства, правда, все той же CNH).
Впрочем, в реальной жизни машина получилась более чем удачной и сбалансированной. По отзывам оператора, довольно мягкая машина. Однако во время демонстрации работы не обошлось без досадных недоразумений.
Необычно много времени занял процесс инсталляции вил - без преувеличения, почти 20 мин. Дело в том, что лишь с третьей попытки удалось подобрать нужные вилы. Видимо, на заводе перепутали партию - по маркировке вилы предназначались именно для TX170-45, по факту же пришлось подбирать вилы «на глаз», из другой партии. После же подбора вил процесс установки их для работы занял считанные секунды, так что придираться здесь, по-хорошему, не к чему.
Конструкция машины и компоновка основных узлов и агрегатов замечаний не вызывают. Машина, кстати, имеет самую большую грузоподъемность из всех представленных в тесте - 4,5 т. Правда, такой показатель может быть достигнут лишь на вылете до полутора метров, дальше уже идет зона четырех тонн. Из других интересных особенностей можно выделить максимальную массу (более 12 т), что логично с учетом максимальной грузоподъемности. Но одновременно с этим машина имеет минимальный радиус разворота - 3,89 м (мы оперируем радиусом внешнего радиуса колес). И еще два «рекорда» на «совести» Case - этот погрузчик является одновременно самым широким и самым низким.
Faresin FH17.40
После «смотрин» наследника глобализации нас ожидал чистокровный итальянец. А вот Faresin, освободившийся от партнерского соглашения с Haulotte, ассортимент расширяет быстрыми темпами. Детище Санте Фарезина мы рассчитывали увидеть в плачевном состоянии. Ведь уже больше года эта машина сдается в аренду компанией LTECH, а клиенты, как известно, далеко не всегда бережно относятся к технике. Как рассказали нам в Сходне, где находится база «Подъемных технологий», FH17.40 наредкость беспроблемный аппарат. Из тонкостей - приходится каждый квартал подкрашивать машину, ведь операторы очень часто не замечают не то, что мелкие препятствия - целые стены. Бывает, что даже путают педали. Но, повторимся, банка краски исправляет ситуацию.
На фотографиях, кстати, видно, что погрузчик уже «видал виды», но это не мешает ему довольно бодро покорять заявленные 17 м. «Потеря девственности» особенно заметна при взгляде на вилы. В первые минуты сложилось впечатление, будто их в буквальном смысле переехали карьерным самосвалом, а потом выпрямляли с помощью молотка. Несмотря на это, вилы более чем хорошо продолжали выполнять свои основные «должностные обязанности».
Механизм снятия/установки навесного оборудования очень сильно похож на аналогичный у Case. Единственное заметное отличие - оператору удалось снять-поставить вилы с первой попытки, буквально за 20 секунд, даже несмотря на отмеченные выше деформации.
Моторный отсек расположен в правой части кузова, двигатель Deutz в общем-то не сильно сложен в ремонте, но есть одна тонкость - чтобы добраться до задней части двигателя, где расположены масляные фильтры, нужно поднимать стрелу. Там же находится и масляный щуп.
Несмотря на то, что машина изначально не блещет техническими характеристиками, ей можно смело давать награду по соотношению цена/функциональность, ведь здесь мы видим и неплохие скоростные показатели, и грузовысотные характеристики (особенно это сильно заметно при средних вылетах). Из минусов можно заметить лишь гидрозамки на гидроцилиндрах, но это стандартная особенность всех машин теста.
JCB 540-170
На рынках большинства стран в сегменте телескопических погрузчиков самыми популярными брендами являются JCB и Manitou. Они борются между собой и за мировое лидерство в отрасли. Сразу оговоримся, что за машиной из Великобритании мы отправились на центральный склад ЛонМади, на полигон МАДИ, что на 31-м километре Ленинградского шоссе. Здесь мы смогли увидеть интересующую нас машину, но с наработкой фактически в ноль моточасов. Поэтому заранее просим прощения у читателей за не совсем корректное сравнение.
С этой точки зрения, новая машина - есть новая машина. Все чисто, аккуратно, прям пылинки на ней нет, аж мурашки по коже. Мы даже почувствовали некоторую неловкость, что заставили машину месить глину.
После Faresin у JCB особенно сильно бросается в глаза отсутствие днища. У итальянца мосты и защитные кожухи находятся в одной плоскости, у «желтого» нижние точки - это мосты. Как следствие, дорожный просвет тоже минимален - 40 см (как у Case), против 44 см (как у Faresin и Manitou) и 48 см (как у Merlo).
Из особенностей конструкции именно этой машины стоит выделить систему с «сухой» смазкой, которая требует обслуживания через 500 ч. Перекрытие секций стрелы при выдвижении составляет до 33%. Оголовок стрелы выполнен как единое целое со стрелой, без сварных соединений в критических местах.
Рабочее оборудование погрузчика - четырехсекционная стрела коробчатого сечения. Все секции выдвигаются гидроцилиндрами, причем верхняя секция выдвигается в последнюю очередь. Компания придерживается того мнения, что гидроцилиндры надежней и они необслуживаемые в отличие от системы выдвижения, состоящей из гидроцилиндра и цепи. Цепь имеет свойство растягиваться в процессе эксплуатации, а значит, нуждается в регулировке. Основной недостаток системы гидроцилиндров - цена из-за сложности изготовления. Помимо этого, гидроцилиндры вынесены на поверхность стрелы и есть вероятность задеть штоком и повредить его поверхность при неосторожной работе.
В кабине погрузчика довольно комфортно и просторно. Обзора хватает даже на то, чтобы видеть, например, левую опору - выдвинута она или нет.
Manitou MT1840
Во время подготовки этого материала мы были несколько удивлены - почти все машины довольно быстро находились нами либо в Москве, либо в Московской области. Но вот за Manitou нам пришлось ехать почти 150 км - в Калужскую область, на завод Volkswagen. Сейчас там уже запущен в эксплуатацию сборочный цех (так называемая отверточная сборка), но до окончания всего проекта очень и очень далеко. Сейчас стройка издалека выглядит неприглядно - сваи и стрелы кранов в чистом поле. Но при более детальном рассмотрении можно увидеть массу интересных механизмов. Например, здесь работает французская техника от того же LTECH (о проблемах с рядом подъемников мы писали на нашем сайте в ноябре) или Cramo Rentakran, чей почти новый Manitou 1840 мы и наблюдали.
Компания Manitou, называющая себя мировым лидером в сегменте вездеходных автопогрузчиков, построила их более 236 тысяч - и явно лидирует во всем секторе. Кроме того, Manitou - не желая трубить об этом, подобно своему британскому конкуренту, - уже тише называет именно себя ведущим производителем телескопических погрузчиков.
По рассказам оператора, машина находится в эксплуатации всего несколько месяцев, но редкие проблемы уже наблюдаются. Основная часть претензий - к гидравлике. Впрочем, детские болезни бывают у каждого, поэтому судить обо всей продукции по одному экземпляру не совсем правильно.
Переключая внимание на саму машину, нельзя не выделить кабину. Точнее то, что в ней. Здесь практически все до неприличия эргономично. Взять хотя бы джойстик, который ложится в руку значительно приятнее даже самой дорогой компьютерной мыши. Наличие же электростеклоподъемника (именно в единственном числе, так как дверь-то здесь тоже одна) вообще убило нас наповал. У всех остальных конкурентов окна открывались по старинке - как форточки, просто дергаешь за ручку, поворачиваешь окно.
Вообще машина чем-то неуловимо напоминает Faresin, видимо, сказываются похожие историко-климатические условия стран-производителей. Хотя под днищем итальянца мы видели почти ровный пол с нишей кардана, здесь же - голые мосты и тот же ничем не защищенный карданный вал.
Merlo P40.17
Пытаясь найти 17-метровый Merlo, мы успели познакомиться с большим количеством интересных и красноречивых людей. В итоге машину мы смогли во всей красе увидеть на территории компании «Бамо», занимающейся изготовлением оконных рам. Как нас заверило руководство, оператор не будет возражать против фотосессии и небольшого интервью для нашего журнала.
Вообще, Merlo в мире имеет репутацию компании, применяющей в разработке телескопических погрузчиков самые передовые технологии, поэтому P40.17 во многом уникален. Думаем, не стоит рассказывать о системе Side-shift, когда шасси и стрела сдвигаются во фронтальной плоскости на 440 мм, что обеспечивает точнейший контроль при погрузочно-разгрузочных работах и смене навесного оборудования. Особенно ярко это нам проде- монстрировали, когда буквально за 20-30 c оператор поменял вилы на корзину.
Здесь, кстати, уместно будет вспомнить гидравлический замок Тэк-Лок, что позволяет быстро менять навесное оборудование не выходя из кабины. Оно и верно - оператор и правда не выходил из кабины - он подъехал к охранникам и вежливо их попросил отцепить вилы. Два охранника, видимо, не первый раз сталкиваясь с подобной просьбой, решительно отказались выполнить ее.
Но после того как оператор попросил еще раз, подняв голос, - охранники заменили вилы на корзину.
Из других особенностей отметим максимальный дорожный просвет - целых 48 см - это абсолютный рекорд среди всех участников теста. Днище у машины абсолютно ровное - почти все закрыто защитой.
Телескопические погрузчики с высотой подъема груза более 9 м оснащены специальной системой выравнивания рамы, а более 11 м - аутригерами. С одной стороны, выставленные опоры увеличивают ширину погрузчика всего лишь на 20 см, что позволяет успешно работать в стесненных условиях, с другой - их совершенно не видно из кабины, поэтому часто приходится ориентироваться на лампочки и ощущения, что не всегда хорошо.
Cranes & Access rus, №10 (13) декабрь 2008 - январь 2009 гг.

© 2024 РОБОПРОМ: нестандартное оборудование, cпецтехника, проектирование оборудования, разработка оборудования, наземная авиационная техника (http://www.robopromnn.ru)